malinovskay (malinovskay) wrote,
malinovskay
malinovskay

Categories:
Почему бесит собственный ребенок?


За консультацией обратилась женщина, назовем ее Марина, мама 6-летнего мальчика. Она жаловалась на внутренний конфликт с сыном, который возник в последние два месяца. Это состояние выражалось в чрезмерной критике ребенка (повод на копейку, реакция – на миллион), постоянном раздражении на него, упреках, криках и желании отшлепать так, чтоб запомнил… На мой вопрос, что сын должен запомнить, Марина не могла толком ответить.

«Это как наваждение, - рассказывала она, - я не владею собой, меня несет, и я ору на сына, а иногда и шлепаю его со всей силы».

Марина не понимала, что с ней происходит, и чувствовала вину перед ребенком. Она очень хотела относиться к нему с любовью и нежностью (так, как это обычно и было).

Я попросила Марину представить образ сына, который испытывает на себе такое отношение мамы. Женщина увидела образ мальчика, который захлебывался слезами. Идентифицировавшись с этим образом, Марина описывала его состояние:

- Много жалости к себе… Почему мама такая? Она меня не любит, говорит: «уходи вон!» Я не понимаю, что я такого сделал? В чем я виноват?

Несмотря на то, что Марина почувствовала в образе сына, как мать она по-прежнему чувствовала бешенство. Глядя на образ, она говорила: «Как он бесит меня!»

Тогда я предложила женщине представить, как выглядит та часть ее личности, которая взбешена. Этим образом оказался огромный огненный человек. Марине не было страшно, и она спокойно идентифицировалась с этим образом. Я спросила «огненного человека», кто на самом деле его взбесил. Оказалось, что сильные чувства направлены на двоюродного брата Марины. Находясь в образе огненного человека, Марина вспомнила, что в детстве брат часто обижал ее. Это было как раз в том возрасте, в котором сейчас был сын Марины.

Стало понятно, что гневные чувства к сыну возникли у Марины в тот момент, когда мальчик достиг того же возраста, что и двоюродный брат Марины, ее обидчик. Говоря психоаналитическим языком, произошел перенос.

Далее велась работа с образами брата, маленькой Марины и ее родителями. Сначала я помогла Марине выразить накопившиеся чувства к брату, а затем восстановить чувство защищенности, безопасности, уверенности в том, что за нее, маленькую девочку, всегда найдется, кому постоять.

Только после этого образ маленькой Марины проявил чувства, и она, наконец, расплакалась. В ответ взрослая Марина ощутила к образу маленькой себя прилив нежных чувств, восхищение и любовь. Но маленькая девочка не приняла эти чувства, а горько-горько заплакала.

Ей вспомнился еще один эпизод, когда брат очень больно ударил ее в область солнечного сплетения. В этом случае я воспользовалась методом возвращения причиненного зла. Маленькой Марине сразу стало лучше, она с облегчением выдохнула, и сообщила, что чувствует себя хорошо.

Однако, глядя на взрослую Марину, девочка не признавала ее:
- Кто эта тетенька? Я ее не знаю.

Попытка «познакомить» образ девочки со взрослой Мариной оказалась неудачной: «Ну и что, что это я? Мне все равно». Детская часть Марины отказывалась принимать любовь.

Исследовав образ девочки, стало очевидно, что она никого не подпускает к себе, потому что уверена: все считают ее плохой. Это означало, что она сама была убеждена в своей «плохости».

С помощью некоторых психотерапевтических приемов мне удалось найти тот момент, когда девочкой было принято это решение и произвести трансформацию. Уверенность в том, что она плохая, сменилось четким ощущением своей невиновности и чистоты. Чувства маленькой Марины кардинально изменились: она засияла, обняла образ своей мамы (а в истории, как часто бывает, была замешена мама), и запрыгала от радости!

- Теперь узнаешь меня? – спросила девочку взрослая Марина.

- Да!

Взрослая Марина приняла образ маленькой себя как часть своей личности, и ее состояние изменилось.

- Как теперь вы реагируете на собственного ребенка? – задала я вопрос, с целью экологической проверки результата терапии.

- Как на своего ребенка! Я вижу его. Сын не бесит и не раздражает! Я чувствую к нему нежность.

Марина обняла образ сына, контакт с ним был восстановлен.



Но и это еще было не все.

Внезапно Марина почувствовала сильный дискомфорт в области солнечного сплетения – в том месте, куда когда-то пришелся удар брата. Там у Марины ныло и болело прямо сейчас. Несмотря на усталость, женщина попросила продлить консультацию.

Некоторое время было уделено выпусканию боли из этого места. Когда боль прошла, Марина почувствовала, что пространство в этом месте расширилось, но было ощущение пустоты. После разрешения (пусть пустоту займет то, что должно быть там по природе вещей) у Марины в миг появился образ серебристой звезды и занял место в области солнечного сплетения. Марина глубоко вздохнула и почувствовала расслабление.

- Все, - сказала она.

- Что все? – поинтересовалась я.

- Все получилось. Мне так хорошо!

Марина рассказала, что у нее с детства были проблемы в грудном отделе позвоночника, что мануальные терапевты и остеопаты не помогали (эффект от их манипуляций проходил через два-три дня). А тут грудная клетка сама распрямилась, грудь расправилась, сутулость исчезла.

На этом наш сеанс завершился. К Марине не только вернулось теплое спокойное отношение к сыну, по ее словам, она чувствовала себя обновленной, «очистившейся», ощущала освобожденность и легкость.

Не буду утруждать читателя чтением психотерапевтических гипотез и анализом причинно-следственных связей. Просто знайте, что бывает на сеансе у психолога, владеющим методом эмоционально-образной терапии, к каким результатам можно прийти всего за одну-две встречи.

А вы теперь скажете: «Не могу не кричать на своего ребенка?»
Tags: родительские школы
Subscribe

  • (no subject)

    Нет огня. Иногда я называю это состояние "отсутствием". Ты отсутствуешь во внешней жизни, ты молчишь, ты не хочешь ничего делать. Ты нигде. Ты…

  • (no subject)

    Каждый день ко мне приходят люди, нуждающиеся в помощи и поддержке в этих самых сложных переживаниях. Они расстаются с любимыми, теряют близких,…

  • Как определить свою роль в жизненном сценарии

    5 ВОПРОСОВ, ВЕДУЩИХ К ОСОЗНАНИЮ РОЛИ: - У меня не получается построить отношения с мужчиной. - А что такое по Вашему построить отношения с мужчиной?…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments